Овербукинг на рейсе
и права пассажира

Рассказываем что делать, если вас не посадили на рейс, как защитить свои права и получить компенсацию за перелет
Недавний пример, когда пассажира United Airlines просто выволокли из самолета, чтобы освободить места для сотрудников авиакомпании, показал, что практика, когда путешественника могут снять с рейса или отказать в посадке, продолжает существовать. Мы рассказываем, почему происходит овербукинг и какие права имеет пассажир в таких случаях.

Что такое овербукинг?

Овербукинг - это ситуация, когда авиакомпания продала больше билетов, чем мест в самолете. Если так случилось, что все пассажиры, купившие билета, явились на посадку, авиаперевозчику дешевле пересадить пассажиров из эконом-класса в бизнес-класс, где могут быть свободные места, чем отказывать им в перелете. Именно поэтому некоторые путешественники могут сталкиваться с бесплатным апгрейдом в бизнес-класс у выхода на посадку.

В случае, если мест нет ни в одном из классов, чтобы усадить всех пассажиров, представители авиакомпании обычно объявляют о поиске волонтеров, которые согласятся добровольно не лететь. Если же таких волонтеров не находят, авиакомпания может снять пассажиров с рейса по своему усмотрению.
Многие авиакомпания во всем мире продают больше мест, чем есть в самолетах. Это нормальная практика, которая допускается правилами в большинстве стран, потому шумные скандалы в соц.сетях, как популярный метод решения проблемы в Украине, происходят чаще из-за незнания пассажирами этих особенностей работы авиакомпаний, чем из-за нарушений как таковых.

Почему случается овербукинг?

1. Часть билетов продаются по дорогим гибким тарифам. В последний момент пассажир может отказаться от перелета.
В результате авиакомпания может не успеть продать освободившееся место, а из-за правил гибкого тарифа вынуждена будет вернуть путешественнику всю или большую часть заплаченных денег. В случае, если на рейс не явится пассажир по тарифу, не предусматривающему возврат билета, авиакомпания все равно заработает на таком клиенте, но если продаст его билет еще раз — сможет заработать в двойне.
2. Некоторые пассажиры прибывают в аэропорт, регистрируются и даже сдают багаж, однако теряются в кафе или магазинах, в результате не приходят на посадку вовремя.
Именно поэтому часто в аэропортах можно слышать объявления, когда сотрудники у выхода на посадку просят срочно явиться конкретных пассажиров по имени.
3. Из-за технических проблем или сложностей с ротацией воздушных судов
Авиакомпания может поставить на рейс меньшее воздушное судно, чем изначально планировалось. В результате возникает непредвиденный овербукинг, когда формально авиакомпания не продавала больше билетов, чем мест в самолете, однако не все пассажиры смогут улететь.

Права пассажиров в случае овербукинга

В Украине и Евросоюзе действуют одинаковые правила в случае, если пассажиру отказывают в посадке на рейс. Они зафиксированы в Воздушном кодексе Украины и регуляции ЕС №261/2004.

Пассажир любой украинской авиакомпании или авиакомпании ЕС, а также любой авиакомпании, вылетающей из ЕС, которого не пустили на борт самолета из-за нехватки мест, имеет право на получение компенсации в размере:
  • 250 евро для рейсов дальностью до 1500 км
  • 400 евро для рейсов дальностью от 1500 до 3500 км
  • 600 евро для рейсов дальностью свыше 3500 км

Авиакомпания имеет право уменьшить компенсацию на 50%, если пассажиру предлагается замена маршрута перевозки до его пункта назначения альтернативными рейсами, время прибытия которых не превышает запланированного времени:
  • на 2 часа для рейсов дальностью до 1500 км
  • на 3 часа для рейсов дальностью от 1500 до 3500 км
  • на 4 часа для рейсов дальностью свыше 3500 км
Помимо выплаты компенсации, авиакомпания обязана переоформить пассажиру билет на другую дату или вернуть полную стоимость авиабилета. В случае, если пассажир решит лететь в более позднее время, авиакомпания обязана обеспечить его напитками и питанием, а также гостиницей в случае длительного ожидания следующего рейса.

Правила для авиакомпаний в США предусматривают, что пассажира могут снять с рейса и направить его следующим самолетом.

  • Если новый рейс прибывает позже не более чем на один час по сравнению с временем прилета в конечную точку в первоначальном билете, авиакомпания может не платить компенсацию.
  • Если новый рейс прибывает позже в пределах одного-двух часов для маршрутов в пределах США и в пределах одного-четырех часов для международных маршрутов — авиакомпания должна заплатить пассажиру компенсацию, которая составляет 200% от размера тарифа в одну сторону, но не более $675.
  • Если же альтернативный рейс прибывает на более чем два часа позже по сравнению с изначальным для маршрутов в пределах США и более чем на четыре часа позже для международных маршрутов — авиакомпания должна заплатить пассажиру компенсацию, которая составляет 400% от размера тарифа в одну сторону, но не более $1350
Также пассажир имеет право отказаться от перелета и получить деньги за билет по вынужденной процедуре возврата, однако авиакомпания все равно обязана выплатить компенсацию в качестве покрытия причиненных пассажиру неудобств.
(с) Источник

Что делать, если мой рейс задержали, перенесли или отменили?

  1. Для начала, возьмите за правило всегда сохранять посадочные талоны на некоторый срок после путешествия. Тем более это касается случаев, когда рейс был существенно задержан или отменен.
  2. Если есть возможность получить от представителя авиакомпании официальное подтверждение задержки рейса - сделайте это, обычно они ставят штамп или делают пометку прямо на вашем распечатанном билете.
  3. Не помешает сохранить все возможные подтверждения дополнительных затрат в аэропорту и по пути в отель или домой: чеки на еду, подтверждения оплаты отеля и оплаты такси (из-за необходимости вернуться домой и снова ехать в аэропорт повторно). Опыт показывает, что получить компенсацию за эти дополнительные затраты вполне реально.
  4. Составьте письмо в свободной форме с описанием ситуации, указанием дат вылета, номеров задержанных/отмененный рейсов и подробно опишите неудобства, которые вам это доставило. Будьте готовы предъявить все дополнительные документы (копии посадочных, чеки и т.д.).
  5. Направьте письмо в электронном виде в локальный офис авиакомпании, если он есть в вашей стране, либо в головной офис, а также продублируйте его онлайн в форме контакта на официальном сайте авиакомпании.
  6. Через некоторое время вам придет подтверждение на электронную почту, о том, что ваша претензия принята и будет рассмотрена в некие сроки (или не придет:). Такое тоже бывает, авиакомпании частенько игнорируют претензии.
  7. Не лишним будет позвонить в авиакомпанию и поинтересоваться судьбой вашей претензии. Обычно, авиакомпания обязана предоставить официальный ответ в срок до 90 дней.
  8. Все еще тишина? Тогда используйте план Б!
ПЛАН Б.
Если возникают сложности с получением компенсации от авиакомпании напрямую,
воспользуйтесь сервисом Compensair, это займет некоторое время и посредник получит часть вашей компенсации (обычно до 25%), но результат, как правило, гарантирован, если вы правильно заполнили форму и предоставили все необходимые документы.

Данный сервис позволяет проверить, должны ли вам авиакомпании что-либо за перелеты нескольких последних лет! Проверьте прямо сейчас.
Compensair Many GEOs
Подпишитесь на рассылку и получайте больше
Нашим подписчикам доступно много интересных предложений
Отправляя форму вы разрешаете обработку ваших персональных данных.
Вы можете нам доверять. Мы тщательно их храним и никогда не делимся вашими контактами
Читайте также